Логотип Медсоюз.jpg
Саморегулируемая организация

 



СОЮЗ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  «МЕДСОЮЗ»

Личный кабинет партнера
 

Аккредитация медработников: пора собирать портфолио

24.04.2017

Периодическая аккредитация
— По каким критериям аккредитационная комиссия будет оценивать профессиональную деятельность врача?

— При периодической аккредитации одно из требований — наличие портфолио за последние 5 лет. В нем должны быть сведения о профессиональных достижениях и программах повышения квалификации, обучение по которым врач прошел за этот период. Сначала аккредитационная комиссия оценит портфолио, затем медработник пройдет тестирование.

Минздрав России разработал проект приказа об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам. В документе целый раздел посвящен подготовке в системе непрерывного профессионального образования.

Ознакомиться с проектом можно на портале edu.rosminzdrav.ru: «Нормативно-правовые документы, подраздел Другие документы». Рекомендую зарегистрироваться на этом ресурсе и изучить действующие нормативные акты, а также проекты документов в сфере непрерывного медицинского образования.

Важно! Аккредитацию медицинских и фармацевтических работников регламентирует приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н

Система непрерывного образования медицинских работников
— Татьяна Владимировна, поясните, пожалуйста, медработники должны создавать электронные кабинеты на edu.rosminzdrav.ru или это необязательно? Как этот сервис помогает врачам?

— Информационно-образовательный портал edu.rosminzdrav.ru создан для самостоятельной подготовки медработников в системе непрерывного образования. Создавать на портале электронный кабинет или нет, решает врач. Прежде всего это нужно самому медработнику, чтобы участвовать в дистанционном обучении и вести учет своей образовательной активности в рамках непрерывного профессионального образования.

Отмечу, что повышение квалификации с использованием в качестве дополнительного источника финансирования средств ОМС возможно только через портал edu.rosminzdrav.ru (приказ Минздрава России от 04.08.2016 № 575н <Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации... >).

Портал непрерывного медицинского образования предлагает 4700 образовательных программ с использованием одной или нескольких инновационных технологий. Это симуляционные курсы, дистанционные образовательные технологии, стажировка. Врач может выбрать программу, которая ему интересна и отвечает потребностям работодателя.

Кроме образовательных программ, на портале размещены 500 образовательных модулей, которые разработаны с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций. Представлено 3 тыс. образовательных мероприятий — семинары, конференции, вебинары, мастер-классы.

На портале уже зарегистрировались 47 тыс. врачей, 10 тыс. работают в электронных кабинетах.

Профстандарты в здравоохранении
— В основе аккредитации — профстандарты. Какие из них уже действуют и какие появятся в 2017 году?

— Уже вступили в силу профстандарты «Специалист по педиатрии», «Специалист в области медико-профилактического дела», «Младший медицинский персонал», «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)», «Провизор», «Врач-стоматолог».

В 2017 году будут внедрены профессиональные стандарты для лиц, которые прошли обучение по программам высшего образования (уровень специалитета) по специальностям «Лечебное дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика».

Перерабатываются стандарты «Специалист в области педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела» для специалистов с высшим образованием (специалитет) по специальностям «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело».

— Разработан проект профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения». К чему готовиться руководителям медорганизаций?

— Проект стандарта «Специалист в области организации здравоохранения» предусматривает должности «врач-статистик», «врач-методист», «заведующий (начальник) структурным подразделением медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «главный врач (начальник) медицинской организации», «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа». Замещение должностей зависит от трудовой функции, которую выполняет специалист.

Стандарт еще дорабатывают. Возможны изменения в количестве и наименовании должностей, а также в количестве и наименовании трудовых функций. Планируем, что в 2017 году стандарт «Специалист в области организации здравоохранения» вступит в силу.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения» вступит в силу в 2017 году.

— Нужно ли менять кадровые документы, если наименования должностей и должностные инструкции расходятся с профстандартами?

— Наименования должностей в штатном расписании медорганизации и, как следствие, в должностных инструкциях должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, которая утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н. Если наименования должностей в профстандарте и действующей номенклатуре не совпадают, Минздрав России вносит коррективы в приказ № 1183н. В свою очередь, медорганизация должна изменить штатное расписание и кадровые документы.

— Если медработник не соответствует требованиям профстандарта, работодатель должен направить его на обучение?

— Профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Обязательно учитывать те требования к квалификации работника, которые устанавливают Трудовой кодекс, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня (ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатель вправе решать, есть ли необходимость в подготовке, профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работника (ст. 196 ТК РФ). Условия, порядок подготовки и дополнительного профессионального образования регламентируют коллективный договор, соглашения и трудовой договор.

Ссылка на оригинал: http://www.zdrav.ru/articles/4293656988-qqq-17-m3-02-03-2017-periodicheskaya-akkreditatsiya-medrabot...

По мнению директора главного редактора информационного портала Право-мед.ру Алексея Панова: Правовая регламентация системы непрерывного медицинского образования: вопросов больше чем ответов.


В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для врачебного сообщества является вопрос о необходимости вступления в систему непрерывного медицинского образования с целью прохождения в последующем процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Действительно ли нужно вступать в систему непрерывного медицинского образования? Попробуем разобраться. 

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство. Сразу стоит отметить что определения " системы непрерывного медицинского образования", равно как и "непрерывного медицинского образования" не содержится ни в одном действующим на настоящий момент нормативно-правовом акте. При этом стоит отметить, что Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования. В данном контексте также следует упомянуть ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" в которой говорится о том, что " реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации". 

Более конкретен Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях". Так, само его название говорит о том, что речь идет об лишь отработке основных принципов, "обкатке" модели системы НМО, т.е. фактически - о неком эксперименте, результаты которого согласно п. 8 Положения будут направлены в Минздрав специальной организацией - "Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию". Также п. 6 данного Положения, устанавливается, что врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе. 

Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что вступление в систему НМО для врачей происходит исключительно на добровольной основе, причем вступление врачей в систему НМО фактически подразумевает собой участие медицинских работников в эксперименте по внедрению системы непрерывного медицинского образования.. Однако в настоящее время в ряде регионов имеет место ситуация, когда администрация медицинских организаций заставляет врачей регистрироваться на портале МНО в обязательном порядке, чуть ли не под угрозой увольнения. Почему же так происходит? 

На мой взгляд, данная проблема связана с тем, что несмотря на фактическое отсутствие нормативно-правовой базыпо системе НМО в настоящий момент в законодательстве достаточно четко прописан порядок допуска медицинских работников к осуществлению медицинской деятельности

Так, согласно ч. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют, лица получившие медицинское или иное образование и свидетельство об аккредитации. То есть уже сейчас согласно федеральному закону у всех практикующих врачей должен быть на руках такой правоустанавливающий документ на занятие медицинской деятельностью как свидетельство об аккредитации, что косвенно подтверждается требованием ст. 65 ТК РФ, устанавливающей обязательное предоставление при заключении трудового договора документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Свидетельство об аккредитации, наряду с дипломом о медицинском и ином образовании как раз и является одним из таких документов по смыслу Приказа Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (устанавливает порядок выдачи свидетельства об аккредитации) и Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (устанавливает Положение об аккредитации). 

В свою очередь, таким правоустанавливающим документом также является и сертификат специалиста. Так, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. С точки зрения правоприменения, это фактически означает, что лица имеющие подобный сертификат имеют право заниматься медицинской деятельностью до окончания его действия. 

И с 2021 года проходить процедуру аккредитации. Данный тезис также подтверждается Приказом Минздрава России от 25.02.2016 N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Данный приказ фактически устанавливает, что процедура аккредитации для лиц, получивших медицинское образование до 1 января 2016 года начнется с 2021 года. 

По смыслу действующего законодательства основанием для прохождения аккредитации согласно Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н является предоставление комиссии отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации ( портфолио), который должен предоставить каждый доктор, для того чтобы пройти аккредитацию после 2021 года, когда истечет срок действия его сертификата, чтобы работать дальше. И вот тут-то и возникает некоторое непонимание - а что это за индивидуальные профессиональные достижения и программы повышения квалификации и каков порядок их прохождения?

Ответ содержится в проекте Приказа Минздрава "Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях", размещенный на портале НМО. Так, согласно п. 17 данного документа обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации. 

В свою очередь, п.п. 18 - 19 предусмотрено,что для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу). 

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц. 

В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования .Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

Однако на настоящий момент данный проект не является нормативно-правовым актом, следовательно можно констатировать, что новый порядок обучения медицинскими работниками совершенствования своих профессиональных знаний в системе непрерывного медицинского образования в настоящее время не установлен.

Вместе с тем требования действующего законодательства однозначны - с 1 января 2021 медицинские работники у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того что бы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит - представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации, то есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует :)

Чем же эта неопределенность может грозить медицинским работникам? 

Тем, что врачи, продлившие сертификат специалиста в период с 1 января 2016 года по настоящий день оказались в неопределенной ситуации, с одной стороны, им предстоит в 2021 и 2022 г. соответственно проходить процедуру аккредитации с предоставлением портфолио, с другой стороны - конкретные требования к содержанию портфолио, а именно общая трудоемкость разделов индивидуального плана, в настоящее время законодательно не установлены, а это значит что врачам придется руководствоваться лишь информацией, размещенной на портале НМО, т.е. информацией, не подкрепленной законодательно.

При этом на портале Минздрава в настоящее время открыты двое ворот для вступления в систему НМО - участие в модели отработки принципов НМО согласно Приказа Минздрава России от 11.11.2013 № 837 (на добровольных началах) , и собственно система НМО, ориентированная, как можно предположить, на тех докторов, которым предстоит пройти аккредитацию после 1 января 2021 после истечения сроков действия их сертификатов, но функционирующая по сути без какого-либо правового обоснования. 

Данная неопределенность также заставляет задаться следующими вопросами:

1. Кто должен оплачивать обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО?

Поскольку порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным 
программам в настоящее время не утвержден, то возникает неопределенность с обязанностью работодателя установленной ч. 4 ст. 196 ТК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Известно множество случаев, когда работодатели отказываются отпускать работников на конференции и оплачивать командировки. Все это конечно оспаривается, но требует определенных усилий и времени.

2. Будет ли принят проект Приказа Минздрава?

Ответ на этот вопрос превращается фактически в гадание на кофейной гуще. К тому же в любое время проект может быть изменен и в него будут внесены какие-либо иные требования. То что он будет изменен - сомнений практически нет, вот только что это будут за изменения, и как они отразятся на коллегах, которые уже сейчас стоят перед необходимостью набирать пресловутые часы - неизвестно. 

Итак, подведем итоги: 

1. В стране действительно идет эксперимент по "обкатке" принципов НМО в котором каждый может принять участие на добровольной основе. 

2. Коллегам, срок действия сертификата которых не истек, можно как дождаться срока истечения сертификата и продлить его в обычном порядке и уже потом решать вопрос - вступать в систему НМО, либо принять участие в программе отработки принципов НМО в соответствии с условиями, установленными Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837. 

3. Для коллег, срок действия сертификата которых закончился после 01.01.2016 рекомендую несмотря на все неопределенности все же вступить в систему НМО. Мне видится, что к 2020 году для тех, кто не успел в 2016 году вступить в систему НМО будут так или иначе сделаны какие-то послабления при прохождении процедуры аккредитации, но это опять - гадание на кофейной гуще. 

Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию. 


Возврат к списку